С земля ми для товарного сельскохозяйственного производства более чем понятно, на их отчуждение установлен можно сказать безусловный мораторий, а что касается земель для личного крестьянского хозяйства, то здесь есть варианты. На самом деле не все земли, которые подлежат использованию для ведения личного крестьянского хозяйства подпадают под действие моратория. Для того что бы четко понимать это, необходимо проанализировать еще раз норму Земельного кодекса, которой установлен мораторий.
Подпункт б) п. 15 Переходных положений Земельного кодекса Украины гласит следующее, что до вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земли не допускается
"...купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использование) земельных участков, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом и исключением (выкупа) земельных участков для общественных потребностей.
Купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами "а" и "б" этого пункта, внедряется при условии вступления в силу законами Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель, определив особенности обращения земель государственной и коммунальной собственности и земель товарного сельскохозяйственного производства.
Соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрещения на куплю-продажу или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), определенных подпунктами "а" и "б" этого пункта, в части их купли-продажи и иным способом отчуждения, а так же в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) на будущее являются недействительными с момента их заключения (удостоверение)".
Таким образом, под действие моратория подпадают земли для товарного сельскохозяйственного производства и для ведения личного крестьянского хозяйства, которые выделенные в натуре владельцам земельных долей (паев). Обратим внимание на слово «выделенные». Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Украины граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:
а) приобретение по договору купли-продажи, ренты, дарования, мины, другими гражданско-правовыми соглашениями;
б) безоплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;
в) приватизации земельных участков, что были более ранее предоставлены им в пользование;
г) принятие наследства;
ґ) выделение в натуре (на местности) надлежащей им земельной доли (пая).
Как видим выделение это один из способов получения земельного участка в собственность. Есть и другие – наследство, приобретение, безоплатная приватизация. Так как согласно п. 15 Переходных положений нельзя отчуждать земельные участки для личного крестьянского хозяйства, которые выделенные в натуре (на местности), то на полученные другим способом участки земли для личного крестьянского хозяйства мораторий не распространяется. Это уже известно всем и эту «дырку» в законодательстве используют все торговцы и нотариусы. Здесь действует определенный порядок. Предложение о покупке земельного участка начинается с вопроса о том, каким образом земельный участок попал в собственность продавца. Если в акте указано, что участок приобретен согласно договора (дарения, мены, купли – продажи) - все, вопросов не возникает. В данном случае сделка может быть совершена.
Если же в государственном акте указано, что основанием для приобретения земельного участка является решение местного органа самоуправления или распорядительный документ государственного органа, то такой участок уже считается выделенным и на него распространяется действие моратория. Сделку делать нельзя.
Но, такой вывод не во всех случаях является обоснованным. Достаточно вспомнить, что подпунктом ґ) п. 4 Заключительных положений Земельного кодекса Украины установлено,
"...Кабинет Министров Украины в шестимесячный срок после опубликовывания этого Кодекса должен принять меры относительно обеспечения потребностей учителей, врачей, других работников социальной сферы, что проживают в сельской местности, а также граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы и эвакуированы из зоны отчуждения, переселенные из зоны безусловного (обязательного) или зоны гарантированного добровольного отселения, которые проживают в сельской местности, в земельных участках для ведения личного крестьянского хозяйства и садоводства в пределах норм бесплатной приватизации, а также для городничества и сенокошения за счет земель запаса и резервного фонда".
Как видно из вышеуказанной нормы жители сельской местности, которые не получили право на земельную долю пай, могут претендовать на выделение земельных участков из резервного фонда, в том числе и для личного крестьянского хозяйства. Таким образом, такие собственники получают земельные участки путем выделения, и основанием будет решение местного органа самоуправления или распорядительный документ местного органа власти. Увидев такой государственный акт можно изначально допустить, что земельный участок, указанный в нем, подпадает под действие моратория. На самом деле нет. Вернемся к п. 15 Переходных положений Земельного кодекса Украины и еще раз прочитаем подпункт б), обратим внимание на фразу «выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев)». Исходя из этого можно утверждать, что земельные участки, полученные в собственность жителями села для ведения личного крестьянского хозяйства путем выделения этих участков из резервного фонда - это не одно и то же, что земельные участки, полученные собственниками земельных долей (паев). Это значит, что жители села, которые получили участки для личного крестьянского хозяйства путем выделения им этих участков из земель резервного фонда могут свободно их отчуждать, не опасаясь моратория.
Осталось определить, чем отличается земельный участок для личного крестьянского хозяйства выделенный в натуре на местности собственнику земельной доли (пая) от аналогичного земельного участка, который выделен из резервного фонда. В актах это не указано. Поэтому необходимо предоставлять дополнительные документы. В некоторых случаях нотариусы требует подтверждающую справку из сельсовета о том, что участок получен не путем выделения земельной доли (пая). Но, более целесообразно было бы требовать решение местного органа самоуправления или распорядительный документ органа власти, на основании которого выдан акт.
Источник : http://zemportal.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий