{display:none;}

вторник, 4 августа 2009 г.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства Украины. Кто платит? (ч. 4)

Коммунальные слезы.

К нам часто приезжают гости из других европейских стран. Они не перестают удивляться нашим привычкам принимать каждый день горячую ванну, не выключать воду пока чистишь зубы, включать свет во всех комнатах, открывать форточку, чтобы зимой не было жарко в квартире.

Гостей очень удивляет зеленая трава зимой на теплотрассах и другие аномальные для них вещи, пишет ForUm.

Принять горячую ванну в Германии стоит минимум 10 евро. Таким образом, наша жизнь «на широкую ногу», безусловно, шокирует гостей. Давайте разберемся и попробуем найти ответ на вопрос какое из суждений корректнее «Мы слишком много платим?» или «Мы слишком много потребляем?»

И достаточно ли мы богаты, чтобы так халатно относиться к нашим энергетическим ресурсам? Где выход из ситуации? Есть шанс у жилищно-коммунальной отрасли получить качественно новое развитие?

Для того чтобы разобраться в обозначенных вопросах, необходимо определить границы возникшей проблемы.

Согласно данных Министерства ЖКХ представленных в отчете о работе за 2008г: «Нерациональное потребление и потери питьевой воды во внешних сетях по Украине достигли 38,9 %, в г. Севастополе – 89,1%, Закарпатской – 88,8 %, Черновицкой – 71,9 %, Житомирской – 70,6 %, Ивано-Франковской – 61,7 %, Луганской – 57,7 %, Николаевской – 56,3 %, Львовской – 54,1 % и Тернопольской областях - 50,4 %».

«Наибольшее расходование природного газа приходится на производство тепловой энергии, потери которой составляют:

  • у потребителя составляют - до 30%;
  • при транспортировке тепловой энергии составляют - до 25 %;
  • при ее производстве (на котельных) составляют - до 22 %.

Общие потери топлива в теплоснабжении представляют до 60 %, при 40 % необходимых для удовлетворения нужд потребителей».

Согласно исследований проведенных в 2004 году институтом Кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины и институтом Научно-практичных разработок комплексных систем - суммарный объем потребленного газа, электроэнергии и жилищно-коммунальных услуг для потребителей всех категорий составил 38 млрд. грн. (из них 10% или 3,8 млрд. грн. - бюджетные организации, 25% или 9,5 млрд. грн. – население, и 65% или 24,7 млрд. грн. – промышленность).

В то же время, начислено для оплаты 87,03 млрд. грн. (из них 14,3 млрд. грн. – бюджетные организации, 48 млрд. грн., - население и 24,7 млрд. грн. – промышленность).

Опираясь на вышеприведенные цифры, можно сделать вывод, что в отличие от промышленности, которая оплачивает энергоносители в соответствии с данными приборов учета, стоимость коммунальных услуг для населения (в большинстве случаев) начисляется исходя из норм потребления.

Такая бесконтрольность привела к ситуации, при которой население при доле потребления энергоресурсов 25%, оплачивает на 10 млрд. грн. больше, чем потребляет вся страна! (Данные 2004 года!).

Цифры говорят сами за себя. Все свои энергетические потери, неэффективное управление, низкую энергоэффективность производства коммунальные предприятия перекладывают на потребителя, и в суммах коммунальных платежей для населения закладываются все 100% затрат.

Коммунальные предприятия сложившаяся ситуация не беспокоит, - несмотря на отсутствие качественной услуги, население все равно платит и будет платить.

С резким ростом уровня тарифов за коммунальные услуги, вопросы о себестоимости таких услуг звучат чаще и чаще. Платить 500-1000 грн. наше население не в состоянии, тем более сегодня определить достоверно за что мы платим практические невозможно, ведь мы покупаем не товар, а услугу (мы в большинстве случаев платим не за фактически потребленные гигакалории и кубометры, а за м2 и довольно условные нормы потребления).

А доказать что-либо, предприятию природному монополисту (поставщику коммунальных услуг), население не в состоянии.

Основной проблемой на сегодняшний день является отсутствие возможности учета потребленных коммунальными предприятиями ресурсов и предоставленных населению услуг. Проблему энергетических потерь условно можно разделить на две основные составляющие: потери при производстве - транспортировке и потери «внутри дома» (утраченные потребителем).

Постараемся разобраться, кто и при каких условиях, может быть заинтересован в изменении сложившейся ситуации. Коммунальные предприятия сегодня это государство в государстве. Это огромный бизнес, построенный не на рентабельности, а на практически бесконтрольном воровстве. Себестоимость производства коммунальных услуг – тайна за семью печатями.

Махинации с энергоносителями (различная стоимость для разных групп потребителей, особенно на теплоэлектростанциях при производстве электроэнергии, где тепловая энергия является побочным продуктом), проведение взаимозачетов, завышенная стоимость всех затратных смет и многое другое позволяет зарабатывать руководству коммунальных предприятий огромные состояния.

Данные энергетических аудиторских проверок «рисуются» частными компаниями под «дудку» заказчика. Даже при наличии желания местные администрации не в состоянии поломать действующую систему. Поскольку во многом зависят от политического аспекта работы коммунальных предприятий.

Все что они могут это поменять одного руководителя на другого, что также является проблемой, поскольку молодых квалифицированных кадров в системе практически нет.

В стране полностью отсутствует понимание энергетического баланса. Сегодня никто не может определить реальной себестоимости производства коммунальных услуг. Огромные энергопотери и отсутствие надлежащего учета являются «непроницаемой ширмой» для различного рода махинаций.

Принято лишь констатировать проблемы: например - население потребляет лишь 40% тепловой энергии, за которое оно платит. Это является удобным объяснением, ведь в таких проблемах можно «утопить» любые деньги.

В среднем, вымывается (воруется) 10-15% коммунальных платежей. При этом руководители коммунальных предприятий и городских администраций будут всегда говорить с экранов телевизоров и биг-бордов о низких платежах населения, огромных энергопотерях и необходимости модернизации производства (за счет бюджета), задолженности за энергоносители и по заработной плате, налоговом бремени и пр.

Любой руководитель коммунального предприятия мгновенно Вас погрузит в перечень своих проблем ведь их действительно не мало, и соответственно – «попросит денег». Для любого мэра главное чтобы вовремя «худо-бедно» было запущено тепло. Естественно отсутствие, которого в домах навредит его рейтингу, а качество и количество услуги мало кого интересует.

Поэтому отвечу на поставленный вопрос – коммунальным предприятиям и местным администрациям в существующей системе менять что-либо нет необходимости.

Однако в данной ситуации «не благодаря, а вопреки» продолжают работать отдельные профессиональные руководители жилищно-коммунальных предприятий, работа которых может быть достойным образцом для подражания.

Положительные отзывы жителей, выполняемые качественно большие объемы работ, внедрение инновационных технологий – вот не полный перечень отличительных черт руководителей предприятий – членов Федерации работодателей ЖКХ Украины положительный инновационный опыт которых был отмечен в отчете профильного Министерства за 2008г.

Нужны центральной исполнительной власти изменения? Здесь позиция всегда была двоякой, а так же имела тенденцию постоянно меняться. Выбирая одну из двух полярных позиций – политика или деньги. С одной стороны, управлять отраслью значит быть ближе к деньгам, с другой стороны - разделить ответственность за существующие проблемы.

Для политика принять решение о повышении тарифов или срыв запуска отопительного сезона – «смерть». Поэтому центральная власть взяла за правило указывать на неудовлетворительную работу в регионах, обвиняя во всем местные администрации, посещая города отчитывать градоначальников за высокие тарифы и низкий уровень услуг.

Профильное Министерство старается держаться в стороне от этих вопросов. Но не в случае, когда речь заходит о деньгах. Уже разрабатывалось множество программ, цель которых - осуществление мониторинга потребляемых страной энергоресурсов, сведение энергетического баланса страны ради получения достоверной информации, необходимой для принятия взвешенных решений.

Однако, на сегодняшний день, порядок и прозрачность на данном рынке никому не нужны, поэтому вместо адекватных решений появляются такие законопроекты как проект Закона Украины «О государственном регулировании в сфере жилищно-коммунальных услуг». Целью данного законопроекта является создание Национальной Комиссии (подобие НКРЕ) с задачами по определению тарифов на коммунальные услуги.

В настоящее время правительством муссируется вопрос о создании единого для всей страны распределительного счета для зачисления всех коммунальных платежей и дальнейшего их распределения, в ручном режиме, с выделением энергетической составляющей (управление данным огромным финансовым потоком весьма необходимо правительству в преддверии предвыборной компании).

В приведенных примерах логика проста – коммунальную мафию победить невозможно – ее необходимо возглавить и в данном случае политика отходит на второй план. Тем не менее, частный капитал и бизнес сегодня интересуют более рентабельные и менее проблемные отрасли.

Финансирование отрасли из бюджета так же не интересно, поскольку деньги «размазываются» по всей коммунальной карте страны (большая часть которых оседает в карманах местных чиновников) и не приносит должных результатов «ни себе ни людям».

Поэтому решение проблем сводится к провозглашению лозунгов, ведь даже Жилищный Кодекс – основной нормативный документ отрасли не был принят за все 20 лет независимости, и коммунальное хозяйство так и осталось островком коммунизма в море рыночных отношений.

Менять что –либо в отрасли власть не будет заинтересована до тех пор, пока не сложится благоприятная спокойная политическая ситуация, необходимая для передела этого довольно сложного рынка. Сегодня этот рынок «законсервирован».

В ближайшем будущем его ждет глобальный «дерибан», и только после этого возможно ожидать появления четких правил работы, прозрачности, адекватного государственного регулирования и прочего.

Только вопрос в том, что частный капитал будет, прежде всего, нацелен на предприятия поставщиков коммунальных услуг, как правило, природных монополистов, (мы уже сейчас имеем попытки концессий, аренды и пр.) и поверьте, в последнюю очередь его будут интересовать проблемы потребителя.

Если не провести жилищную реформу, которая сможет урегулировать отношения «внутри дома» и четко определить права и ответственность нового собственника жилищного фонда – населения, не дать ему механизмы в соответствии с которыми, будут регулироваться взаимоотношения с поставщиками коммунальных услуг, - вся реформа коммунальной отрасли сведется к изменению собственников теплосетей и водоканалов.

Принципы работы останутся прежними, коммунальные предприятия будут по многу раз переходить из рук в руки, - в капитализации бизнеса и привлечении долгосрочных инвестиций никто не будет заинтересован и этот процесс может затянуться на десятилетия.

Единственной действительно заинтересованной стороной в вопросах необходимости изменений и реформ жилищно-коммунального хозяйства является потребитель, который хочет понимать, за что он платит и получать услуги надлежащего качества и адекватной стоимости.

Но сегодня, несмотря на то, что 90% жилищного фонда приватизировано, население не имеет надлежащих механизмов реализации своего права собственности в силу множества причин описанных в предыдущих главах.

Ключевым вопросом сегодня является принятие Жилищного Кодекса, который позволит создать рыночные условия и решить проблемные вопросы «внутри дома», урегулировать взаимоотношения именно в жилищном секторе, который является основным потребителем коммунальных услуг и последним ключевым звеном в цепочке потребления энергоресурсов. Существует шанс, что реформа действительно сможет коренным образом изменить наш быт?

Основным звеном энергетических потерь в нашей стране являются жилые здания. На их отопление расходуется более 40% всех топливно-энергетических ресурсов страны.

Конструктивные элементы жилых зданий - огромная головная боль местных администраций. Основная часть жилищного фонда была построена во времена СССР, когда особо никто не беспокоился о бережном отношении к ресурсам.

А за 20 лет недофинансирования и неэффективного управления все системы пришли к катастрофическому состоянию. И проблема касается не только тепло и водоснабжения. Электрические сети в жилых домах (по устаревшим стандартам) рассчитаны на потребление электроэнергии до 3 кВт.

Учитывая сегодняшние реалии, когда в каждой квартире работают кондиционеры, отопительные приборы и пр. нагрузка сильно возросла, что приводит к катастрофическому количеству обращений граждан (до 70% обращений) посвящены перепадам или отсутствием напряжения.

Около 30% энергетических потерь происходит именно «внутри дома» и для того чтобы их избежать потребуются не только отдельные мероприятия по энергосбережению, а капитальный комплексный ремонт с использованием энергосберегающих технологий. Как пример, приведем стоимость основных мероприятий, с которыми придется столкнуться населению (с учетом цен по состоянию на 01.10.2008г.).

И на данную проблему наше правительство активно пытается переложить на плечи населения, как в проекте нового Жилищного Кодекса, так и в других нормативных документах. Предлагая населению самостоятельно определяться, сколько и кому оно должно платить и как будет наводиться порядок в их доме.

Тем самым правительство пытается сохранить красивое лицо, перекладывая проблемы не непосредственно на население, а на компании, которые должны взять на себя функции балансодержателя жилищного фонда и должны стать промежуточным звеном в отношениях между поставщиками коммунальных услуг и потребителем – собственником жилого помещения.

По мнению профильного Министерства именно эти организации должны взять на себя не только основной удар в виде неплатежей населения за ЖК услуги, все энергопотери в доме, но и при всем этом быть основными поставщиками долгосрочных инвестиций в жилой фонд.

Именно этим объясняется такое насаждение ОСМД и лозунги о необходимости конкурентного рынка жилищных услуг (управляющих компаний - балансодержателей жилищного фонда).

Проблема перекладывается на несуществующий рынок, а как следствие просто на людей. ОСМД за два десятилетия удалось создать не более 1% от общего жилищного фонда страны, а частных управляющих (обслуживающих) компаний в условиях абсолютного отсутствия внятных механизмов тарифного образования, инвестиционной составляющей тарифа и защиты интересов инвестора не появится.

В итоге, население останется со своими старыми добрыми ЖЭКами (в проекте нового Жилищного Кодекса, «временными управителями») которые будут в еще большей долговой яме из-за того что будут обязаны взять на себя, в том числе, и проблемы предприятий поставщиков коммунальных услуг.

Безусловно, все мы понимаем, что ситуация с жилищным фондом запущена и сегодня ни население, ни государство не в состоянии самостоятельно финансово решить эту проблему. Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации действительно должно быть привлечение частных инвестиций в отрасль. Однако никто не задается вопросом,- что необходимо частным инвестициям, чтобы они обратили свое внимание на наши дома.

Все что волнует правительство это - в преддверии предвыборной кампании рапортовать избирателям, о факте принятия Жилищного Кодекса и сбросить всю ответственность за содержание жилищного фонда.

Необходимо понимать, что на рынке должна появиться конкурентная среда обслуживающих организации (в том числе и ОСМД, ЖСК и профессиональных обслуживающих организаций) которые, прежде всего, должны справиться со своей основной задачей предоставления качественных услуг по обслуживанию и содержанию жилищного фонда.

Компании должны конкурировать между собой за право предоставления качественной услуги за определенную, в рамках законодательства, плату. Безусловно, эти компании должны стать главными потенциальными инвесторами (соинвесторами) и смогут стать основной движущей силой реформы, но вначале необходимо создать условия для их появления.

Весьма недальновидная политика - заставлять еще отсутствующие на рынке обслуживающие организации выкупать все коммунальные услуги на входе в дом принимая на себя все проблемы жилищного фонда.

Где же должна находиться граница разделения ответственности в вопросах предоставления коммунальных услуг (вечный вопрос)? Где должен стоять счетчик?

По данным Министерства:

По состоянию на 01.01.09г. фактически оснащено домов:

  • счетчиками холодной води – 49976 (22,5%);
  • счетчиками горячей води – 10329 (4,6%);
  • счетчиками тепловых носителей – 28647 (13%);
  • регуляторами температури – 1859 (0,8% ).

Как видно из приведенных цифр население по многим причинам не спешит с учетом потребляемых энергоносителей. С одной стороны факт выгоды от установки приборов учета для населения не поддается сомнению, но за чей счет должно происходить оснащение потребителей системами учета и кто будет являться собственником этих систем, отвечать за их сохранность, поддержание в надлежащем техническом состоянии?

Должны ли приоритеты делаться в сторону индивидуального учета или общедомового? Кто и как должен сегодня покрывать все энергопотери в доме, кто должен платить за отопление подъездов? Отдельного внимания заслуживает проблема энергоаудита.

Для принятия взвешенных решений о проведении энергосберегающих мероприятий в доме, определение экономической выгоды и целесообразности мероприятий, необходимы данные энергетического аудита.

Сегодня энергообследование с оформлением энергетического паспорта может проводить либо организация, оказывающая услуги энергоаудита (с лицензией Госэнергонадзора), либо специалисты Госэнергонадзора. Обязательные обследования должны проводиться один раз в пять лет.

Федерации работодателей ЖКХ Украины были необходимы данные энергообследования жилого здания, - вопросы были заданы органам местного самоуправления 16 городов (в том числе областным). Мы не нашли ни одного энергетического паспорта.

Безусловно, проведение энергоаудита требует финансирования, которое местными администрациями на эти цели никогда не выделялось. Тепловизионное обследование домов нигде не проводилось. Кто, и за счет каких источников должен проводить энергетическое обследование?

Существует масса технических и правовых вопросов, ответы на которые должно предполагать законодательство.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Где взять деньги и есть инвестиционный потенциал у жилищной отрасли? В случае установки общедомовых приборов учета и проведения указанных в приведенной выше таблице мероприятий по энергосбережению возможно уменьшение затрат на электроэнергию мест общего пользования на 70%; затрат на теплоснабжение дома на 60%; затрат на водоснабжение на 60%.

Ежегодно 4-х подъездный 9-ти этажный дом может экономить на коммунальных услугах (при сегодняшнем среднем уровне тарифов) порядка 300.000 – 350.000 грн.

 Эти скрытые резервы могут обеспечить полную модернизацию конструктивных элементов домов за счет привлечения частных инвестиций и на много порядков улучшить качество жизни и остановить необоснованный рост тарифов.

Тем более, не нужно забывать и об ответственности предыдущего собственника и необходимости появления государственных программ предполагающих софинансирование инвестиционных проектов.

Государство всеми способами пытается уйти от ответственности за многие десятилетия халатной бездеятельности. Будем надеяться, что очередное правительство найдет время и возможности исправить ситуацию. Кучеренко А. Ю. поднимает один вопрос – отрасли нужны 200-300 млрд. гривен из бюджета. Точка. Задача по определению не выполнимая. И при существующей системе абсолютно не эффективная.

При финансировании программ жилищного сектора (модернизация, энергосбережение, капитальные ремонты) из 100 гривен выделяемых из государственного бюджета, пока они пройдут всю шеренгу чиновников (Министерство, Облкоммунхоз, Городское управление ЖКХ и предприятие исполнителя, как правило, тот же коммунальный ЖЭК) до жилого фонда доходит максимум 30-50 гривен на работы, которые можно очень глубоко запрятать.

 Единственный выход для государства – получить поддержку частного капитала, создав на рынке действительно конкурентную среду с понятными, прозрачными правилами игры.

Сегодня мы стоим на пороге коммунальной реформы. В ближайшие время будут приниматься важнейшие для отрасли законодательные и нормативные документы. Очень важно создать основательный фундамент для предстоящих изменений, с тем, чтобы не получилось «как всегда» и реформа не затянулась еще на 20 лет.

Сегодня необходимым является мнение всех профессиональных специалистов работающих в отрасли, с тем, чтобы мы смогли совместными усилиями избежать возможных ошибок в законодательстве. Федерация работодателей предприятий ЖКХ проводит активную работу по вопросам разработки законодательных и нормативных документов, защищает и отстаивает на всех уровнях интересы предприятий работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Мы методично стараемся найти ответы на все вопросы и проблемы отрасли, основные из которых мы постарались изложить в четырех частях публикаций.

Сегодня Федерация объединяет 14 областных организаций членами, которых являются более 60 предприятий оказывающих жилищно-коммунальные услуги практически во всех регионах страны. Если Вам не безразлична судьба отрасли, Вы имеете опыт работы в жилищно-коммунальной сфере Федерация работодателей жилищно-коммунального хозяйства Украина приглашает Вас стать членом объединения единомышленников и принять участие в социальном диалоге, направленном на формирование стратегии законопроектов и нормативных документов необходимых для реформирования отрасли, работа которой касается каждого жителя нашей страны.

Продолжение следует.



Комментариев нет: