{display:none;}

понедельник, 5 января 2009 г.

Земля должна принадлежать народу Украины

SV-Development - Новости & События - Новости Украины

26.12.2008

Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. В Украине признается и действует принцип верховенства права.Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах нашей территории, природные ресурсы являются объектами права собственности украинского народа.

Такими словами начинается Конституция нашего государства, пишет Голос Украины.

Люди не могут воспользоваться своим правом на приватизацию

Однако действительно ли в Украине обеспечение прав человека и гражданина является определяющими принципами государственной власти? К сожалению, нет. У нас давно упрочился принцип испанского диктатора Франциско Франко «Друзьям — все, врагам — закон». Власть, призванная стоять на страже государственных и общественных интересов, превратилась в закрытую касту чиновников, защищающих собственные интересы.

Наглядным примером беспорядков и беззакония является дерибан земли и издевательство над простыми гражданами, которые, поверив закону о незыблемости прав на землю, столкнулись со взяточничеством, вымогательством чиновников и непоколебимым равнодушием правоохранителей.

Закон давно превратился в декорацию, за которой происходит тотальное перераспределение собственности. Фабрики и заводы, строившиеся руками наших отцов, уже украдены. Остался самый лакомый кусок — земля, которую росчерком пера отчуждают из собственности государства в пользу избранных. Тысячи гектаров перешли в руки чиновников и олигархов, тогда как простые люди лишены возможности получить участок в собственность или в аренду.

Земельный кодекс гарантирует каждому гражданину право бесплатного получения в собственность земельного участка площадью два гектара для ведения личного крестьянского хозяйства, 10 соток для ведения садоводства, от 10 до 25 соток для строительства и обслуживания жилого дома, 10 соток для строительства дачи, сотку для строительства гаража.

Каждому праву одного человека должна отвечать обязанность другого — его обеспечить. Если же такая обязанность отсутствует, то право превращается в декларацию, закон — в хлам, а государство — в инструмент ограбления.

Обеспечивается ли право граждан на землю соответствующей обязанностью и ответственностью власти? Нет. Реальная ситуация отличается от того, что записано в законе. Многие люди не могут не только получить новый земельный участок, но и воспользоваться своим правом на приватизацию земли, которая уже была раньше предоставлена им в пользование. Поэтому стандартный ответ человеку, обратившемуся за десятью сотками для огородничества один — свободной земли нет. Как правило, нет для чужих. А для своих всегда находится. И не по 10, а по 200 соток. Находится для родственников городских и поселковых голов, для милиции и прокуратуры, районного и областного руководства. Правда, находится земля и для иногородних студентов, пенсионеров и заработчан. Значит, все же занимаются чиновники проблемами простых людей, небезразличны им проблемы молодежи и пожилых людей? Однако ответ прост и однозначен — эти люди никогда не получат участок, поскольку настоящие собственники — все те же чиновники и мошенники.

Так, за плату в размере 150—200 гривен злоумышленники получают от студентов, пенсионеров, других социально незащищенных слоев населения копии паспортов, идентификационных кодов и нотариально заверенные доверенности. Со временем от имени этих людей злоумышленниками подаются заявления в районные государственные администрации или сельские, поселковые, городские советы о предоставлении бесплатно в собственность земельных участков. Удивительно быстро такие заявления рассматриваются, и по ним выдаются разрешения на подготовку документов, необходимых для оформления права собственности на землю.

У обычного гражданина на получение всех заключений и согласований к проекту землеустройства уходит от одного до трех лет, вместе с тем документы по заявлениям подставных лиц оформляются в течение трех-четырех недель, что свидетельствует о коррумпированности чиновников и их личной заинтересованности в преступных аферах с землей.

Землю, бесплатно полученную от государства, можно продать, а деньги положить в собственный карман

В Украине образовалась целая армия землевладельцев, которые о том, что на их имя оформлялись земельные участки, узнают лишь от правоохранителей по делу о мошенничестве. Оформление земли на «мертвые души» приобрело угрожающие масштабы. В селах и городах созданы целые улицы студентов, в районах на имя пенсионеров в возрасте за 80 лет выделены тысячи гектаров для ведения крестьянских хозяйств. Такая картина — по документам о предоставлении земли в собственность. Настоящие же владельцы, имена которых тщательно скрываются, ждут время, чтобы дорого продать то, что бесплатно досталось от государства.

Законодательством предусмотрено преимущественное право на получение земельного участка такой категории лиц, как ветераны войны, граждане, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, ветераны труда, молодые семьи, ветераны воинской службы и органов внутренних дел, военнослужащие, инвалиды. Однако часто в исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов заявления от таких граждан остаются без рассмотрения или вообще не принимаются со ссылкой на отсутствие свободных земель. Вместе с тем принимаются десятки и сотни сомнительных решений о предоставлении земельных участков в собственность граждан, не имеющих никакого отношения к социально незащищенным слоям населения или вообще не проживающих в соответствующей местности. Главный критерий в таких случаях — оплата «нужного» решения, служебное положение или родственные связи с представителями власти.

Особые масштабы приобрели злоупотребления при передаче в собственность или аренду земельных участков за пределами населенных пунктов. Решение таких вопросов принадлежит к компетенции местных государственных администраций, в которых решения принимаются не коллегиально, как в сельских, поселковых, городских советах, а единолично, по собственному усмотрению, главами администраций, издающих соответствующие распоряжения.

Законом Украины «О борьбе с коррупцией» (статья 5) предусмотрено, что государственный служащий не имеет права отдавать незаконные преимущества физическим или юридическим лицам во время подготовки и принятия нормативно-правовых актов или решений. В то же время остается непонятным, почему заявления людей, желающих обрабатывать землю и собственным трудом обеспечивать благосостояние семьи, остаются без рассмотрения, тогда как участки массово переходят в собственность людей, не имеющих никакого отношения к земледелию.

Ответ прост — земельный участок, полученный от государства бесплатно, можно продать по рыночной стоимости, а деньги положить в карман. И такие методы личного обогащения широко используются государственными чиновниками и связанными с ними лицами.

Нарушения законодательства в сфере земельных отношений стали нормой

Такая угрожающая ситуация сложилась почти во всех регионах Украины, а особенно в Киевской, Одесской, Херсонской областях и Крыму. С целью тщательного изучения этой проблемы Комитетом Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией осуществляется выборочная проверка состояния соблюдения земельного и природоохранного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления Одесской области по перечню, в который включены 12 районных государственных администраций и свыше 50 сельских, поселковых и городских советов.

Результаты анализа показывают, что практически в каждом совете, каждой местной государственной администрации имеются существенные нарушения законодательства в сфере земельных отношений. Кроме того, значительная часть выявленных злоупотреблений свидетельствует о наличии в действиях должностных лиц, допустивших нарушения, признаков преступлений или коррупционных действий.

Решения о выделении в собственность земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства принимаются в большинстве случаев путем предоставления незаконных преимуществ отдельным лицам, в том числе без учета очередности поступления и регистрации заявлений граждан, что свидетельствует о нарушении специальных ограничений, предусмотренных статьей 5 закона о борьбе с коррупцией.

Бесплатная передача земельных участков осуществляется в пользу целых семей, в то время как другим гражданам в приватизации земельных участков отвечают отказом или их заявления остаются без рассмотрения. Так, на основании распоряжений Овидиопольской районной государственной администрации от 17.04.2008 № 457 семье Л. бесплатно переданы земельные участки общей площадью 5,68 га, семье П. — 3,97 га, распоряжением от 21.04.2008 № 496 только семья К. бесплатно получила в собственность земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства общей площадью 7,348 га. Соответствующие материалы направлены для проверки и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.

Неограниченные полномочия глав местных государственных администраций, право единоличного, по собственному усмотрению, распоряжения землей в сочетании с критически низкой эффективностью работы правоохранительных органов привели к тотальному преступному перераспределению государственной собственности.

Убежденные в собственной безнаказанности, местные руководители используют для собственной выгоды пробелы в законодательстве и прибегают к откровенно криминальным схемам овладения землей. Действуя преднамеренно, в собственных интересах, отдельные чиновники, вместо защиты интересов граждан, идут на самовольный захват земельных участков.

Так, в поселке городского типа Николаевка Одесской области уже в течение трех лет сотни пенсионеров лишены права пользования своими участками, выделенными из земель бывшего коллективного сельскохозяйственного предприятия. Как сообщили граждане, принадлежащие им земельные участки противоправно, без заключения договоров аренды, используются предприятиями «Хлебороб» и «Елена», подконтрольными должностному лицу Николаевской районной государственной администрации С. В результате таких действий граждане фактически лишены права собственности на земельные участки, а всяческие попытки прекратить незаконные действия наталкиваются на запугивания и угрозы.

Закон, как декорация

Все чаще и Президент, и Премьер-министр произносят пылкие речи на тему строительства социального жилья. Наперегонки обещают людям дешевые кредиты и государственную поддержку, грозят «застройщикам-спекулянтам» и обещают с ними «разобраться». Виктор Ющенко требует, а Юлия Тимошенко обещает увеличить объемы социального строительства за счет миллиардов гривен из государственного бюджета, умышленно забывая, что этот бюджет наполняется из нашего с вами кармана. В основе же грандиозных планов — переполненные противоречиями программы и бюрократическое перераспределение государственных средств, которые, в основном, осядут в карманах идеологов-реформаторов и чиновников-исполнителей. В то же время меры, требующие бесплатного, элементарного наведения порядка и преодоления коррупционных схем, чиновникам кажутся неинтересными.

Так, в советские времена членами жилищно-строительных кооперативов были построены и сданы в эксплуатацию тысячи многоквартирных домов, которые и до сегодняшнего дня остаются образцом уюта и комфорта. Действующим Земельным кодексом предусмотрено право жилищно-строительных кооперативов на бесплатное получение в собственность или аренду земельного участка для жилищного строительства. Однако в реальности такое право используется не гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а ловкими дельцами для собственной наживы.

Например, в селе Холодная Балка Беляевского района Одесской области в собственность потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив «ОЛИМП» незаконно передан земельный участок площадью 17,6 га на побережье Хаджибейского лимана. Тщательный анализ обстоятельств отчуждения земельного участка показал, что трое граждан Украины — Игнатенко П. О., Игнатенко О. П. и Шепель П. М., имея умысел на противоправное овладение земельным участком и его дальнейшую перепродажу, создали условия для совершения преступления путем учреждения юридического лица под видом жилищно-строительного кооператива, после чего, вступив в преступный сговор с должностными лицами Холоднобалковского сельского совета Беляевского района Одесской области, организовали бесплатную передачу в собственность потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив «ОЛИМП» из земель жилищной и общественной застройки Холоднобалковского сельского совета Беляевского района Одесской области земельного участка площадью 17,6 га рыночной стоимостью свыше девяти миллионов долларов США.

В сентябре этого года сообщение о преступлении направлено Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией в Министерство внутренних дел, в октябре — в Генеральную прокуратуру. Однако, несмотря на очевидный характер нарушения законности, земельный участок до сих пор не возвращен в собственность территориальной громады; виновные лица не наказаны.

Особой схемой дерибана земли является предоставление из государственной собственности участков так называемым садоводческим товариществам. Так, на паспорта трех человек регистрируется общественная организация или обслуживающий кооператив, имеющие в своем названии определение «садоводческое товарищество». После этого распоряжениями главы районной государственной администрации оформляется право долгосрочной аренды якобы для «ведения коллективного садоводства». Несмотря на то, что де-юре земля остается собственностью государства, де-факто право на распоряжение ею переходит к фирме-арендатору, точнее, к трем лицам-основателям. Они, оформляя справки о членстве в кооперативе и пользовании земельными участками, предоставляют гражданам безусловное право приватизации участков из земель, предоставляемых товариществу во временное пользование. Таким образом, происходит измельчение общего массива арендованной земли на мелкие участки по 12 соток и их передача в собственность частных лиц.

Изложенный способ приватизации земли противоречит требованиям действующего законодательства, в том числе положениям статей 22, 35 Земельного кодекса. Впрочем, законодательный запрет не останавливает чиновников и мошенников, пытающихся любой ценой урвать лакомый кусок государственного имущества.

Схема теневой приватизации при посредничестве садоводческих товариществ распространена на территории всей страны, в частности, и в Одесской области. Так, по имеющимся сведениям, в течение последнего года только в Овидиопольском районе Одесской области распоряжениями главы районной государственной администрации было выделено 7,24 га земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, из них 5,04 га — садоводческому товариществу «Поляна», 2,2 га — садоводческому товариществу «Степное». В других районах ситуация еще сложнее.

Отдельного внимания заслуживает тема конкурентного обретения права на аренду земельных участков. В декабре 2007 года Верховной Радой приняты изменения в Земельный кодекс относительно передачи земельных участков в аренду исключительно по результатам проведенного аукциона. Такие изменения были внесены с целью внедрения прозрачного и эффективного механизма взимания платы за предоставление земельных участков в пользование и создание равных возможностей пользования землями, устранения проявлений коррупции и увеличения поступлений за пользование землей в бюджеты всех уровней.

Между тем конкурсный механизм обретения права аренды на земельные участки оказался лишней преградой для местных чиновников, привыкших получать бешеные прибыли от непрозрачных схем предоставления земельных участков в пользование.

Так, 25 декабря 2007 года должностным лицом Тарутинской районной государственной администрации К. издано распоряжение № 392/А-2007, которым утвержден проект землеустройства и передан сельскохозяйственному фермерскому хозяйству «Колос» из земель запаса Веселодолинского сельского совета в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 2100 га пашни для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Вместе с тем, согласно информации отдела Государственного комитета по земельным ресурсам в Тарутинском районе, заключение к проекту отведения земельного участка в аренду СФХ «Колос» было предоставлено лишь 28.12.07, что свидетельствует о фактическом отсутствии на момент издания распоряжения № 392/А-2007 согласованного в установленном порядке проекта отведения земельного участка и, соответственно, незаконность решения о передаче земельного участка в аренду.

Распоряжением от 28 декабря 2007 года № 398/А-2007 утверждены якобы представленные ООО «Тиса», ОАО «Чапаева», ФХ «Таврия», ФХ «Колос-2006», ООО «Мазур-Юг», ОАО «Калинина», ЧП «Фетица», ЧП «Роман» проекты землеустройства относительно отведения земельных участков в аренду из земель запаса Веселодолинского сельского совета и передачу в аренду земельного участка общей площадью 4858 га для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Имеющиеся материалы свидетельствуют, что распоряжение было издано задним числом, потому как по состоянию на 28 декабря 2007 года проекты отведения земельных участков еще не были разработаны.

Изложенные факты свидетельствуют, что отдельные должностные лица Тарутинской районной государственной администрации, имея умысел на уклонение от конкурсного порядка передачи земельных участков в аренду и, как следствие, занижение размера арендной платы, внесли в служебные документы заведомо неправдивые сведения, в связи с чем в их действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 366 Уголовного кодекса Украины.

Кроме того, в Одесской области распространена практика передачи земельных участков в собственность или в аренду без разработки проектов землеустройства, только на основании технической документации, что позволяет единолично, без учета общественных и государственных интересов, распоряжаться землей.

В связи с этим в прокуратуру направлены для проверки и надлежащего реагирования распоряжения главы Овидиопольской районной государственной администрации от 18.01.08 № 31, от 28.02.08 №№226, 227, от 14.03.08 № 293, от 21.03.08 № 340, от 10.07.08

№ 951, которыми предоставлены в аренду из земель государственной собственности земельные участки общей площадью свыше 74 га, 56 распоряжений главы Беляевской райгосадминистрации.

Земля — это, наверное, единственное, что осталось неразворованным в нашем государстве различными олигархическими кланами. Ни одно из приведенных злоупотреблений не происходило без непосредственного участия и организации со стороны государственных служащих, которые, по закону, призваны служить народу Украины. К сожалению, реагирования правоохранительных органов на многочисленные факты нарушения законности крайне недостаточны.

Согласно статье 94 Уголовно-процессуального кодекса Украины публикации в прессе могут быть поводом для возбуждения уголовного дела. В связи с этим прошу Генерального прокурора Украины рассматривать эту публикацию как сообщение о преступлении, организовать тщательную проверку по всем изложенным фактам нарушения законности и обеспечить принятие законных и обоснованных решений, направленных на прекращение дерибана земли, устранение допущенных нарушений и привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Комментариев нет: