{display:none;}

пятница, 23 мая 2008 г.

Бесплатное получение земли в собственность — гарантированное Конституцией право каждого гражданина Украины

20.05.2008
Земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства.

Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. (Статья 14 Конституции Украины.)

И душевная потребность, и законное право

Наши исторические традиции и культура представляют собой уникальный комплекс ценностей, главнейшей из которых есть и останется любовь украинца к земле. Земля Украины — составная нашей национальной идентичности, плоть и кровь всей общественной жизни. Связь украинцев с землей всегда была для них священным оберегом, который защищал их от любых неурядиц. Воспеванию этой связи посвящены и шедевры нашего искусства.

Близость к земле — основа душевной искренности и философии сердца рядового, или, как сейчас модно говорить, «маленького», украинца. Самое главное для него — иметь свой заветный клочок земли, ходить по нему, лелеять и холить его, как родного ребенка, и возделывать даже тогда, когда это невыгодный и напрасный труд с точки зрения здравого смысла или получения какого-либо дохода. Родство с землей, возможность «покопаться» в ней большинству из нас дарит физические и моральные силы, отдых, приносит радость и ни с чем не сравнимое удовольствие.

Не вызывает никакого сомнения то, что одна из главных задач нашего государства как раз и состоит в том, чтобы дать возможность каждому украинскому гражданину стать достойным владельцем земли и получать от этого и моральное, и материальное удовлетворение. Поэтому Основной Закон нашего государства гарантирует всем украинцам без исключения право собственности на землю.

В части второй статьи 14 Конституции Украины сказано, что это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно согласно закону. Основной Закон в соответствии с частью первой, второй, четвертой статьи 41 предоставляет каждому право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом, и никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности незыблемо. Согласно части второй статьи 13 каждый гражданин имеет право пользоваться естественными объектами права собственности народа в соответствии с законом. К таким объектам относятся, в частности, и земельные участки.

Это четко сказано и в статье 116 Земельного кодекса Украины. А его 121 статья разрешает каждому получить бесплатно шесть участков: под строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара); для ведения личного крестьянского хозяйства (до 2 гектаров); для ведения фермерского хозяйства (в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории местных советов, где находится фермерское хозяйство); для садоводства (до 0,12 гектара); для индивидуального дачного строительства (до 0,10 гектара); для строительства индивидуальных гаражей (не более 0,01 гектара). Кодекс определяет максимальные нормы площади, то есть участки могут быть и меньше. Но если человек уже пользуется таковым не один год, то имеет полное право его приватизировать.

А страсти кипят

Впрочем, в реальной жизни не все так гладко и красиво, как записано в Конституции и Земельном кодексе Украины. Сегодня приходится с прискорбием констатировать, что государство задекларировало право, но законодательно не обеспечило его. И если земельная реформа позволяет бывшим членам сельхозпредприятий знать, сколько земли им выделено на распаевание и какой пай каждый из них получил, то большинство жителей городов понятия не имеют о своих земельных правах. Это обстоятельство объясняется отсутствием четких механизмов для реализации норм ст.121 Земельного кодекса Украины, которые касаются городских жителей. Ведь теоретически горожане могут получить свой земельный участок через местные органы власти на индивидуальной основе. Но всем известно, что практически они могут это сделать только при наличии знакомства в местной власти либо посредством довольно солидной взятки.

Информация о земельных ресурсах, которые можно передать в собственность граждан, на местах тщательно скрывается от глаз общественности. Поэтому общество не знает, сколько свободных земель есть в каждом населенном пункте и какой их резерв. А кого сегодня удивит газетная публикация или телерепортаж о бумажной волоките, хождениях по властным кабинетам, затяжных судебных процессах, которые подорвали здоровье уже не одного желающего стать законным владельцем земли? Часто людям отвечают отказом, аргументируя, что такой земли нет. Впрочем, кто ведет ее реестр? Да если и ведет, так это разве информация для «служебного» пользования. Иначе как можно объяснить тот факт, что властными решениями «своим» людям раздаются десятки гектаров? Это в то время, когда, по последним сообщениям Государственного агентства земельных ресурсов Украины, около 2 миллионов наших граждан до сих пор не реализовали своего законного права на получение земельного участка в собственность.

Как ни удивительно это звучит, но само украинское законодательство содержит нормы, способствующие коррупции. Отдельные положения, из-за их двоякого толкования, применяются в пользу не общины, а отдельных лиц. И вследствие того, что одни нормы противоречат другим, таким лицам удается в обход моратория на продажу сельскохозяйственных земель скупать огромные их массивы. Хватает и других причин разбазаривания земельных ресурсов страны. За неимением средств в большинстве регионов не проведено разграничение земель государственной и коммунальной собственности, не проводится инвентаризация земель, большинство населенных пунктов не имеет генеральных планов застройки. А общественность практически отстранена даже от участия в обсуждении перспектив развития территорий, не говоря уже о принятии таких важных решений, как выделение земельных участков под строительство или для производственных нужд коммерческих фирм.

Сегодня ловкие «новые украинцы» яростно атакуют земли в городских и пригородных зонах. И если в сельской местности землю кое-как распаевали, то в городах по причинам, о которых мы уже говорили, она полностью оказалась в руках коррупционеров. Яркий пример этого — нынешняя деятельность городского совета Киева, где земельные участки самые дорогие в Украине (150 тысяч долларов за сотку в центре столицы и 20 тысяч долларов — на окраине). Поэтому и не удивительно, что сейчас почти каждая сессия Киевсовета перенасыщена именно вопросами распределения земли, будто поважнее проблем у киевлян нет. Вместе с тем пусть попробует рядовой столичный житель получить землю под гараж или строительство своего жилья (на что, кстати, имеет право по закону). Вряд ли это ему удастся без крупной взятки и изнурительного хождения по властным кабинетам.

Подобная картина наблюдается и в других крупных городах. Согласно последнему отчету Департамента государственной службы по вопросам борьбы с экономической преступностью, МВД Украины с начала нынешнего года в стране выявило свыше 300 преступлений в сфере земельных отношений. За эти правонарушения к уголовной ответственности привлекаются 135 должностных лиц, в частности 57 представителей органов власти и 50 руководителей предприятий. Наибольшее количество преступлений в сфере землеотвода зафиксировано в Крыму (26), Днепропетровской, Киевской (по 17), Запорожской (19), Луганской (39), Львовской (29), Одесской (28) областях и в Киеве (21). Оперативные работники МВД установили, что предметом противоправных посягательств в выявленных преступлениях являются почти 1700 га земель, в частности 1600 — сельскохозяйственного назначения, 18,6 — оздоровительного, рекреационного, природоохранного и историко-культурного назначения, 783 га относятся к категории самозахватов.

Организаторы незаконных операций привлекают подставных лиц, например, студентов, используя коррупционные связи с представителями органов местного самоуправления, в частности с депутатами местных советов. Еще одной схемой незаконного распределения земли является изменение ее целевого назначения.

Что касается пресловутой темы земельных операций в Киеве и Киевской области, то к сведению нашей общественности МВД доведено, что к этим операциям, как правило, привлекаются студенты, которых «вербуют» на митингах, в общежитиях, за символическое вознаграждение (150—200 грн.) получают копии их паспортов, идентификационных кодов и на основании фиктивных заявлений оформляют выделение тех или иных земельных площадей. Уже установлено свыше 470 таких лиц в столице, которым Киевским горсоветом незаконно были выделены десятки гектаров земли. На сегодняшний день также установлено, что посредниками в этих операциях являются лица, имеющие близкие отношения с депутатами Киевсовета и в отдельных случаях — семейные отношения.

Резонансной «операцией» киевских властей было выделение двум частным структурам в октябре минувшего года земельных участков в Корчеватом без соответствующих разрешений и экспертиз на ориентировочную рыночную сумму 2—3 млрд. долларов. В этих операциях задействовано целое звено должностных лиц, а не только те, кто ставит непосредственно свою подпись под окончательным решением о выделении земли.

Не менее остро стоит сегодня вопрос распределения земельных участков и в Крыму, где он накладывается на не решенные властью проблемы расселения и обустройства крымских татар.

Проблему нужно начинать решать уже сегодня

Отсутствие четко прописанных норм, которые бы позволили в кратчайшие сроки реализовать законное право собственности наших граждан на земельные участки, способствует не только укоренению в нашем обществе «права» более сильного, более наглого и более коррумпированного, но и, как считают специалисты Минагрополитики Украины, создает ряд факторов, способных уже в ближайшее время подорвать фундаментальные основы экономической жизни страны.

Во-первых, богатые покупатели, олигархи и финансовые группы, будут скупать участки сельхозугодий, что приведет к образованию «латифундий» латиноамериканского типа с наемными работниками.

Во-вторых, у банков есть все условия овладеть крупными участками при переходе заложенной земли в собственность залогодержателя и стать крупными землевладельцами.

В-третьих, крупные финансовые спекулянты будут скупать землю и быстро перепродавать за большие деньги, что отразится на стоимости аграрной продукции и вызовет гиперинфляцию.

В-четвертых, крестьяне неосмотрительно начнут продавать права на землю по низким ценам.

Безусловно, для полного решения поднятой нами проблемы нужен широкий и комплексный подход к заполнению имеющихся пробелов в законодательстве и коренной организационной перестройки существующей системы предоставления земельных участков в собственность. Прежде всего, говорить надо о законодательном обеспечении реализации государственной политики в области разгосударствления земель и утверждении отношений собственности в пользу граждан Украины, осуществлении трансакций с земельными участками, как с теми, которые переданы бесплатно в частную собственность, так и теми, которые относятся к государственной и коммунальной собственности. В этом контексте можно говорить и о Национальном земельном банке, с соответствующими региональными и местными подразделениями, как центральном органе исполнительной власти в области земельных отношений, и о едином государственном реестре земельных участков и недвижимого имущества и связанных с ними правах собственности на них. Весьма актуальным и не терпящим отлагательства является усовершенствование региональных подразделений органов земельных ресурсов, подчинение их исполнительным органам сельских, поселковых и городских советов. Для эффективного и научно обоснованного развития всех территорий в национальных интересах, а также исправления несогласованностей в процессе проведения аграрной реформы, будет целесообразным проведение комплексного землеустройства на национальном, региональных и местных уровнях. Благо необходимая для этого законодательная база имеется. При этом нужно определить городские и сельские территории, провести инвентаризацию и сертификацию земель и имеющихся природных ресурсов.

Особое внимание следует уделять развитию пригородных зон и участков со специальным режимом земле- и природопользования и другим мерам в области землеустройства. Понятно, что осуществление на практике всего комплекса указанных мер требует мобилизации усилий представителей разных ветвей власти и их совместной кропотливой работы. Впрочем, о первоочередном законодательном обеспечении права собственности граждан на землю можно говорить уже сегодня.

Предложения законодателю

Именно с этой целью мной, как субъектом законодательной инициативы, подготовлен и подается на рассмотрение в профильный Комитет Верховной Рады проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению права граждан на бесплатную приватизацию земельных участков», направленный на усиление правовых гарантий реализации гражданами конституционного права собственности на землю, включая в соответствии с Земельным кодексом Украины право на бесплатную приватизацию земельных участков для ведения фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей.

Законопроект предусматривает механизм обеспечения реализации всеми гражданами независимо от места жительства права на бесплатную приватизацию согласно установленным нормативам земельного участка для ведения фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей.

Предлагается возложить на Кабинет Министров Украины ответственность за обеспечение удовлетворения потребностей граждан в получении земельных участков, которые могут быть бесплатно приватизированы по нормам, определенным этим кодексом, разработку на средства государственного бюджета территориальных схем размещения необходимых для этого земель, в частности за счет земель запаса, других земель, находящихся в государственной и коммунальной собственности, а также проектов соответствующих общегосударственных программ использования земель для таких нужд, выполнение таких программ в установленные ими сроки.

Предусматривается, что если соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления отказали гражданину в передаче земельного участка в собственность, в частности из-за отсутствия таковых земель, или оставили заявление без рассмотрения, такой гражданин может обратиться в другой орган исполнительной власти, или орган местного самоуправления, или в центральный орган исполнительной власти по вопросам региональной политики с соответствующим заявлением о получении предложений по другому земельному участку, или в суд для решения спора в судебном порядке.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам региональной политики в месячный срок дает гражданину рекомендации по земельным участкам, которые могут быть предоставлены для удовлетворения его нужд. Такие рекомендации даются на основе материалов землеустройства, данных земельного кадастра, соответствующих схем планирования территорий, а также территориальных схем размещения земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей.

Предусмотренные территориальные схемы утверждаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по представлению соответственно Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций после согласования с центральным органом исполнительной власти по вопросам региональной политики.

В Кодексе Украины об административных правонарушениях предполагается установить ответственность должностных лиц за необеспечение предоставления гражданину предложений по земельным участкам, которые согласно законодательству подлежат бесплатной приватизации.

Предлагается также предусмотреть механизм реализации закона, в частности установить, что Кабинет Министров Украины после официального опубликования этого Закона должен:

— организовать в шестимесячный срок совместно с Советом Министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, сельскими, поселковыми, городскими советами учет заявлений граждан об их желании получить бесплатно в собственность земельные участки для нужд, предусмотренных частью шестой статьи 118 этого кодекса;

— обеспечить на протяжении 2008—2009 годов разработку новых или обновление ранее разработанных и утвержденных территориальных схем размещения земельных участков Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, которые могут быть предоставлены гражданам для ведения фермерского или личного крестьянского хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей.

Принятие и надлежащее выполнение закона будет способствовать утверждению социальной справедливости в обществе, реализации конституционного права собственности на землю и не требует дополнительных расходов из государственного и местных бюджетов в текущем году. Необходимые для выполнения закона расходы могут быть предусмотрены при разработке проекта закона о государственном бюджете и проектов местных бюджетов на последующие годы. При этом в дальнейшем должны увеличиться бюджетные поступления за счет более эффективного использования.

Также, по моему мнению, предложенные пути реализации права каждого гражданина Украины на землю значительно улучшат взаимоуважение и реальные отношения между органами власти и всеми владельцами и пользователями земли, будут способствовать утверждению в сознании граждан чувства собственного достоинства и доверия к своим силам, создадут все условия для получения каждым украинцем своей законной доли в основном национальном богатстве.

Источник: http://www.golos.com.ua

Комментариев нет: