{display:none;}

пятница, 16 мая 2008 г.

Сроки оформления государственного акта на право собственности на землю и другие вопросы связанные с этим.

16.05.2008

Этот вопрос очень часто становиться актуальным, когда речь заходит об уплате земельного налога или отчуждении земельного участка. Это не касается тех случаев, когда земельный участок получен в результате приватизации, так как логичным завершением процесса приватизации есть получение государственного акта на право собственности на землю. Но, если участок приобретается на основании гражданско – правового договора, то как показывает практика в некоторых случаях собственники не торопятся (по тем или иным причинам) оформлять государственный акт. А ведь не оформив акт, собственник может столкнуться с рядом проблем. И когда вероятность этих проблем наступает, то у собственника возникает логичный вопрос о сроках оформления государственного акта. Т. е. в какой период от даты приобретения земельного участка собственник должен получить государственный акт.

Согласно ст. 125 Земельного кодекса Украины право собственности или право пользования земельным участком возникает после получения его собственником документа, подтверждающего право собственности или право пользования. В статье 126 Земельного кодекса определено, что документом, подтверждающим право собственности на земельный участок - есть государственный акт на право собственности на земельный участок. Порядок изготовления и выдачи государственных актов регулируется «Инструкцией о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли», которая утверждена приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 4 мая 1999 г. N 43 и зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины 4 июня 1999 г. за N 354/3647.

При этом ни Земельный кодекс Украины, ни сама Инструкция не содержит указания сроков когда собственник обязан или может обратиться за изготовлением государственного акта на право собственности на землю. Учитывая тот фактор, что в некоторых местностях изготовления государственного акта является процессом длительным, дорогим и сопровождается множеством бюрократических проволочек, некоторые собственники земли не спешат обращаться в соответствующие организации за изготовлением акта.

Казалось землю уже не отберут так как есть документ, который подтверждает законность приобретения, а акт со временем получим. Эта позиция связана с множеством реальных и возможных рисков. Не будем обращать внимание на возможные риски признания недействительным договора, получения государственного акта на этот же участок другим лицом (как показывает практика случается и такое), обратим внимание на то, что может произойти уже сейчас.
 
Во – первых. Это право на использование земельного участка. Да, именно право использования участка собственником. Как бы ни странно это звучало, что собственник ограничен в праве использования участка, но это так. Как правило, происходит следующее. Купив земельный участок, собственник начинает процесс освоения участка (стройку, обработку, другое). При этом, не учитываются требования п. 3 ст. 125 Земельного кодекса Украины согласно которому приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получение документа, что удостоверяет право на нее (вспомним что это государственный акт), и государственной регистрации запрещается. Как видим законодатель достаточно строго поступил, а именно – установил запрет. Это должно дисциплинировать собственника. Особенно если учесть то, что государство осуществляет контроль за использованием земель и соблюдением земельного законодательства.

Во вторых. Спорным вопросом является уплата земельного налога до момента получения государственного акта. Понятно, что собственник будет владеть землей и вероятность того что он ее будет использовать невзирая на отсутствие государственного акта очень высока. И совершенно справедливо, что налоговая будет выдвигать требование о предоставлении расчета земельного налога и его уплаты. В этом отношении у собственника могут возникнуть трудности. Согласно Порядка представления налогового расчета земельного налога, который утвержден приказом Государственной налоговой администрации Украины от 26 октября 2001 г. N 434 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 19 ноября 2001 г. за N 963/6154 собственники земли должны до 1 февраля текущего года предоставить расчет земельного налога в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Для составления расчета земельного налога собственник должен получить нормативную денежную оценку земли и согласовать расчет в местном управлении земельных ресурсов. Если у собственника отсутствует государственный акт на право собственности на земельный участок, извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке собственнику не будет предоставлено. Таким образом, сделать и подать во время расчет земельного налога собственник не сможет. Учитывая то, что на практике изготовление государственного акта занимает в среднем полгода, то можно приблизительно рассчитать время и понять успеет ли собственник до 1 февраля подать расчет земельного налога.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Хотя законодательством и не установлены граничные сроки обращения за изготовлением государственного акта, тянуть время с этим не стоит. Если Вы на момент какой либо проверки подали документы на изготовление государственного акта то, контролирующим органам проще будет объяснять несостоятельность организаций, которые изготавливают так долго акт, чем давать объяснения почему Вы не приступали к его изготовлению.

Источник :   http://zemportal.net/

Комментариев нет: